person
menu
Нац.проект Культура ЦГБ им. Д.Н.Мамина-Сибиряка в 2021 году была модернизирована в рамках национального проекта "Культура"

09:06
Выставка В. М. Воловича В Музее изобразительных искусств

 

Виталий Михайлович Волович - художник с мировым именем, академик, Почетный гражданин Екатеринбурга… И еще целый список наград, званий и прочих регалий. (Если хотите знать подробнее – интернет вам в помощь.) К сожалению, его земная жизнь закончилась в 2018 году. К счастью для всех, кто любит искусство графики и чтение, продолжается его жизнь в книгах.

Из своих 90 он прожил в Свердловске/Екатеринбурге 85. Он нарисовал множество портретов любимого города - старого города. Поделился с нами СВОИМ городом. (А они у Воловича все очень необычные - Иерусалим, Самарканд, Суздаль…)

В его Таллине проглядывает что-то андерсеновское, сказочное, а в Бухаре - ходжа-насреддиновское, хотя каждый из этих пейзажей совершенно точен и узнаваем... И одновременно - преображен взглядом и рукой художника. Города-сны, города-мечты, города-сказки, города-воспоминания…

Но главное – он был Рыцарь книги. За свою жизнь он создал огромное количество иллюстраций. Пером, тушью, акварелью, гуашью, темперой, в технике гравюры… Он владел всем этим в совершенстве.

Книги жили в их доме всегда, семья дружила с Павлом Бажовым, мама и сама занималась литературным творчеством. А у мальчика Виталика с детства чтение и рисование были любимыми занятиями. Потому естественным шагом стала учеба в Свердловском художественном училище и потом сотрудничество со Средне-Уральским книжным издательством.

Книги этого нашего, местного, издательства, если помните, можно было купить даже в пору лютого книжного голода. И некоторые попадались с иллюстрациями Воловича.

Как, например, сказы Бажова. Он был лучшим из бажовских иллюстраторов.

Хотя признали его как «книжного художника» далеко не сразу. Да и сам он не придавал этой работе особого значения; сначала его больше увлекала станковая живопись и графика.

Вовремя сказанное доброе слово Михаила Пришвина за прекрасно проиллюстрированную «Кладовую солнца» изменило приоритеты Воловича. А мировую известность ему принесли «средневековые циклы» - иллюстрации к «Тристану и Изольде», «Отелло», «Ричарду III»...

Я не искусствовед; не могу разложить по полочкам стили, направления, технические приемы его графики… Но то, что я вижу, завораживает, пугает и восхищает одновременно. Потому - просто впечатления: От гравюры к гравюре - идешь и разгадываешь, как ребус. Они сложные. Очень. Сложные по композиции, сложные по мысли, сложные по исполнению, по детализации.

Они очень простые. Когда изображение предельно обобщено, стилизовано, доведено до символа.

Вот монахи в капюшонах - люди-свечи. Вот палач из «Ричарда…» с топором на плече. А воздухе зависла корона – падает и все никак не упадет, как капля крови с лезвия...

Ловишь главный посыл. (Или кажется, что ловишь.)

А потом уже можно до бесконечности рассматривать мелкие детали. И восхищаться, как это сделано.

В его рисунках полно аллюзий.Эль Греко, Босх, «Герника» Пикассо, «Капричос» Гойи... Просто в какой-то мистический транс впадаешь возле «Средневековых мистерий».

Магический реализм?Джеклондоновские волки похожи на призрачную стаю, где один силуэт перетекает в другой, но зубы-то у них настоящие.

Его герои трагичны. Даже когда они совершают свой подвиг или обретают любовь, на их горестных лицах лежит печать рока - и везде за ними следуют злые… духи? демоны? ангелы смерти? ожившие кошмары? - раскрывают алчные пасти, тянут страшные когтистые… руки? лапы? готовые оборвать и жизнь, и минутное счастье.

Роман Ж. Бедье «Тристан и Изольда». Очень печальная и очень красивая история про любовь и смерть. И опять рядом с такими красивыми героями - создания сумрачного мира, сея разлад, несчастье, тоску.

А может быть, это воплощенные в монстров страхи и сомнения, раздирающие самих героев?

Как-никак, хоть сами они не вольны в своих страстях, любовь-то их посетила грешная, и они знают об этом. Понимают, только сделать-то ничего не могут ни с собой, ни со своими чувствами.

Человек, который так умеет рисовать, делает книгу наравне с автором (даже если автор вот уж лет так пятьсот тому назад почил в бозе, как Брант, к примеру, или того дальше - Эсхил). Он делает ее живой…Или надо сказать - умел? Делал?

Да нет. Благодаря ему книги продолжают оставаться живыми и говорящими с нами не только на языке литературы, но и на языке рисунка. Vitabrévis, arslónga.

В читальном зале ЦГБ им. Д. Н. Мамина-Сибиряка вы сможете найти материалы о Виталии Михайловиче Воловиче в книгах «Лауреаты премии губернатора» и «Просветители Екатеринбурга», автором которой является поэт и писатель Вадим Осипов, а также в журналах «Уральский следопыт» разных лет.

М. А. Демчук, библиотекарь ЦГБ им. Д. Н. Мамина-Сибиряка

Просмотров: 497 | Добавил: admin
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Нажимая на кнопку "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных.