09:13 Серов читающий | |
Сегодня гость рубрики «Серов читающий» - Раида Стрункина, заведующая литературной частью Серовского театра драмы им. А. П. Чехова.
- В детстве и юности была записана во все библиотеки города, куда ходила как на праздник: нагрузишь авоську книгами (в ней и томики любимых тогда Теодора Драйзера и Ромена Ролана, Пушкина и Лермонтова и, и даже коричневый - как сейчас помню! - том Ленина). Идешь домой в предвкушении чего-то нового, интересного и даже таинственного. У меня и подруга школьная была такая же «книгоглотательница»: мы с ней обсуждали прочитанное, делились книгами, вместе ходили в библиотеку. Тот школьный, а затем и студенческий запас начитанности и составил багаж на всю оставшуюся жизнь. Но надо сказать, что в основном – это была классическая литература, современная - в то время меня не устраивала. Из современных я выделяла только Шукшина. Очень любила читать журнал «Иностранная литература», пытаясь в нем черпать хоть какую-то информацию о новых литературных веяниях.
А потом случилась Перестройка, которая вызвала настоящий книжный бум. У меня это время совпало с рождением старшей дочери. Желание читать Замятина, Осоргина, Алданова, Шмелева, Гроссмана, Домбровского, Аверченко, Зайцева и многих других представителей «русского зарубежья» было столь велико, а свободного времени не было вообще, поэтому я ухитрялась все дела делать с журналом в руках (с журналом, потому что поначалу многое выходило именно в периодике). Конечно, чтением это было назвать трудно – скорее, это было жадное проглатывание текстов, похожее на то, если бы голодному человеку дали вдруг все и сразу… Наступило время открытий новых имен, исторических и культурологических потрясений, переосмысления всего и вся. Прекрасное и такое уже далекое время…
А затем в наше постсоветское пространство вторгся интернет, после которого жизнь наша разделилась на «до» и «после». И это тоже было время новых открытий, новых знаний и… сдвига сознания. Только вот в какую сторону?!. Виртуальное общение и электронная добыча информации вошли в нашу плоть и кровь, но читать художественную литературу на экране монитора я так и не научилась. Вот не могу (хоть тресни!) без тактильного общения с книгой, без шуршания бумажных страниц, без книжного запаха – всего того, на чем я выросла и что впитала всеми органами чувств… Парадоксально, но интернет, благодаря которому, казалось бы, ты все время находишься в режиме чтения, надолго отвратил меня от серьезной литературы. На нее просто не хватало времени и сил, которые уходили на беллетристику, СМИ и чтение ЖЖ известных блогеров. Ну и, конечно, работа завлита в театре обязывает читать пьесы, а работа театрального журналиста - еще и писать, писать, писать…
И вот случился новая оказия - пандемия. За месяцы вынужденной изоляции я много читала и смотрела: фильмы, спектакли онлайн. Если говорить о книгах, то начала с Достоевского, которого плохо знаю. Просто потому, что в школе его загубили «Преступлением и наказанием», после которого на долгие годы укрепилось мнение в мрачности и сложности его произведений. Когда-то я даже пыталась читать «Братьев Карамазовых», но… пропустила все главы, связанные со старцем Зосимой. Вот с «Братьев Карамазовых» я и начала свой «пандемический» курс. И, конечно, могу смело утверждать, что читать Достоевского нужно в зрелом возрасте. Какое удовольствие я получила и от «Братьев Карамазовых», и от «Идиота», и от… «Бесов». От последнего меня отвращали все и всегда… Но на этот раз воспринимала этот текст по-другому: без политики, без идеологии, а просто как повествование о людях, людях своего времени. Отец и сын Верховенские, Ставрогин, Варвара Петровна, Хромоножка, Лиза, Дарья, Кириллов – все они были такими живыми и настоящими, о каждом переживала, как о близких людях. А Шатов – мне почему-то показался ближе всех, потому и жаль его было так, что сцену с его убийством смогла прочитать только с третьей попытки. В своем нынешнем чтении я была свободна от навязанных в юности догм, стереотипов, зашоренности сознания и т.д. – я наконец-то смогла по-настоящему ощутить ту боль и те терзания, которые испытывал писатель, рассказывая нам свои истории. Второе имя в этом списке – Чехов. Читала, читаю и буду его читать всегда. Недавно главный режиссер театра Александр Сысоев дал мне почитать книгу, которую давно хотела прочесть – Дональд Рейфилд «Жизнь Антона Чехова». Правдивая книга английского профессора-слависта, но к ней надо быть в какой-то степени подготовленным… Рейфилдский Чехов далек от наивного образа чистенького и правильного интеллигентика в пенсне… И это хорошо…
Пусть от меня будут эти два имени. А сколько их у нас – гениальных, неповторимых, особенных! Это и любимый Лесков, и Бунин, и Мережковский, и Довлатов, и Борис Рыжий… Нет им числа… И что тут советовать?! Читайте и обрящете… И когда вокруг я слышу, как люди «плачутся», жалуются на жизнь, мне хочется сказать им словами Антона Павловича Чехова, имя которого носит мой родной театр: «Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь, мелкие грошовые интересы, кто возмущен, оскорблен и негодует, тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном!»
А прекрасное – это и живопись, и музыка, и литература, и театр, и природа…Список еще можно при желании продолжить. Все это у нас есть, никто не отнимал (и не отнимет), надо пользоваться этим сполна, а для этого нужно сделать всего лишь небольшое усилие: сходить на концерт, на выставку, на спектакль. А еще проще (и вернее!) – протянуть руку и взять с полки томик подзабытого писателя. И окажется, что жизнь не такая уж подлая штука, что в ней есть вечное и незыблемое, что мир по-прежнему прекрасен…
| |
Просмотров: 388 | |
Всего комментариев: 0 | |