Пожалуй, самые неудобочитаемые сейчас романы И. Ефремова – это «Туманность Андромеды» и «Час Быка»: в них слишком много идеологии, в которой мы, наученные горьким опытом «построения социализма (и в дальнейшем - коммунизма) в одной отдельно взятой стране» давно уже разочаровались и разуверились.
Зато фантастическо-приключенческо-археологические рассказы остаются востребованными и любимыми читающей публикой. Из предисловия Л. Соболева к сборнику И. Ефремова «Сердце Змеи»: «… Ефремов – писатель-фантаст – весьма правдивый писатель. Свою «выдумку он сопровождает всем арсеналом палеонтологии, истории, археологии, географии, геологии – всем огромным запасом накопленных им знаний».
В «Таис Афинской» наиболее полно отразилось его уважительное и восхищенное отношение к женщине вообще – к Женщине как высшему созданию природы. Тут много говорится о красоте, но самый главный роман о природе красоты и ее значении для духовного развития человека – это, конечно, «экспериментальный роман» под названием «Лезвие бритвы», над которым автор работал четыре года. Здесь сходится наука, мистика, эзотерические учения и авантюрный сюжет.
В 1960-х завязалась дружба между Ефремовым и братьями Стругацкими. Он пытался содействовать продвижению «неудобных» авторов, а они изобразили его в «Понедельнике…» Федор Симеонович Киврин – это дружеский шарж на Ефремова.