person
menu
Нац.проект Культура ЦГБ им. Д.Н.Мамина-Сибиряка в 2021 году была модернизирована в рамках национального проекта "Культура"

12:59
Поэтическая кухня

Второй «кит» поэзии, изображение №1

 

Экскурс в тайны стихосложения продолжается на нашей «Поэтической кухне». Подзаголовок проекта - «Как делаются стихи».

Вместе с начальными сведениями по теории стихосложения вы можете получить некоторые полезные советы. А если вы пришлете по электронному адресу chitalkazal@yandex.ru cвои работы, то получите индивидуальную консультацию по поводу присланных произведений или возможность увидеть их опубликованными в клубном поэтическом вестнике «Литературный Серов».

Тема сегодняшнего разговора – рифма. Если вы видели первое занятие, http://biblioserov.ucoz.ru/news/priglashaem_na_nashu_poehticheskuju_kukhnju/2020-09-21-1351 то помните, что поэзия, как Земля в древности, стоит на трех китах: это ритм, рифма и поэтический образ. Что такое рифмы, какими они бывают, к чему надо стремиться и чего избегать, создавая свое творение, мы с вами и поговорим на нашей «кухне».
«Заходите к нам на огонек», присылайте свои стихи на указанный адрес. Творческих удач! 

 

Второй «кит» поэзии

«Рифма –звучная подруга вдохновенного досуга»… А. С. Пушкин.

Существует много учебных пособий по теории и технике стихосложения и работе над прозаическими произведениями. Хочу предложить вам еще один экскурс, книжный, в прошлое.

Второй «кит» поэзии, изображение №1В. Брюсов. «О ремесле поэта. Проза и стихи». В. Я. Брюсов – поэт Серебряного века, писатель, публицист, символист. В 1918 году он написал труд «О ремесле поэта», посвященный технике стихосложения и ее значению для поэтического искусства. «Едва ли надо разъяснять, что каждое искусство имеет две стороны: творческую и техническую… Вполне выразить свое дарование, в полноте высказать свою душу поэта – может лишь тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства… Искать, повторять найденное другими, применяя к своему языку и своему времени, делать опыты, - вот одна из важных задач, стоящая перед поэтом, если он хочет работать не только для себя, но и для других, и для будущего». В книге Брюсова три раздела: 1) опыты в области метрики и ритмики, 2) опыты в области евфонии и созвучий (рифм и ассонансов), 3) опыты в области строфики. ЭТА (на фото) книга – переиздание, она вышла в 2018 году – через 100 лет после первого брюсовского издания, но актуальности не утратила.

Второй «кит» поэзии, изображение №2А. Крайский. «Что надо знать начинающему писателю. Выбор и сочетание слов, построение рассказов и стихов». 1930 год. Ленинград. Издательство «Красная газета». Литературная студия «Резца». Тут что ни слово, то история. «Красная газета» была основана в Петрограде В. Володарским в 1918 году и просуществовала до 1939. У нее имелось множество приложений, в том числе и «Резец» - литературный художественный журнал для рабочих и крестьян. Рабселькоры «от сохи» или «от станка» в огромном количестве давали материалы для «Резца». Но качество этих материалов оставляло желать лучшего. По сути, пособие Крайского – это литературный ликбез… Казалось бы, прошло столько лет, все должно измениться. Начинающие поэты и писатели уже далеки и от сохи, и от станка, но, к сожалению, частенько далеки и от поэтического мастерства, так что, несмотря на почтенный возраст книги, она по-прежнему полна полезных для них сведений.

Второй «кит» поэзии, изображение №3Учебник Учпедгиза за 1935 год, утвержденный Наркомпросом РСФСР «Теория литературы» за авторством И. А. Виноградова. Памятник времени. Какие слова! Учпедгиз! Наркомпрос! (Народный комиссариат просвещения заменил Министерство народного просвещения, в 1920-30-е годы контролировал все, что имело отношение к образованию, науке, культуре, искусству; его детище – Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР «Учпедгиз») У каждого поэта и прозаика есть за плечом невидимый цензор. Неосторожное слово – и… Впереди 1937 год. Очень идеологически выдержанный учебник. Но, за исключением пассажей вроде «Маркс, Энгельс и Ленин о литературе», «классовость языка», «партийная оценка», в самой теории мало что изменилось. Определение и классификация рифм, например, все та же.

 

Второй «кит» поэзии, изображение №4

1944 год. Война. А в Москве выходит книга «Основы и техника литературной правки». Автор К. И. Былинский. Еще одна временнАя мета. Наглядный пример того, насколько важна роль печатного слова в военные годы и насколько велика ответственность за публикации. В каждую книгу вкладывали листочек с исправлениями: «стр. 95, строка 3 сверху, напечатано…, следует читать…» Современным издателям следовало бы поучиться этой культуре; увы, в новых книгах полно опечаток, которые никто не исправляет, а порой и просто ошибок. Корректоры почти вымерли как класс. Делать «ашипки и очепятки» в текстах стало чуть ли не нормой.

 

 

 

Второй «кит» поэзии, изображение №5Наш земляк, поэт, прозаик, эссеист, ведущий областного литературного творческого семинара с 30-летним стажем и проч., и проч. Юрий Казарин: «Просодия. Книга о стихосложении». 2007 год. Екатеринбург. В книге собраны сведения о стихосложении, необходимые начинающим поэтам. В книге есть краткий поэтологический словарь.

Есть еще масса учебников и пособий подобного рода. Самый занятный из них – «Учебник стихосложения» Т. Скоренко, написанный просто и занятно. Вы можете найти его в интернете.

Тема продолжает оставаться актуальной. Даже если вы думаете, что знаете всё, «учиться всегда пригодится», гласит народная мудрость. Неважно, откуда вы почерпнете свои знания, из «ветхозаветных» пособий или современных цифровых. «Да, писать стихи гораздо проще, когда они идут изнутри, а не отталкиваются от теории. Тем не менее, чтобы стихотворение было не просто искренним, а красивым и наполненным смыслом, нужно хотя бы немножечко разбираться и в технике». (Т. Скоренко) Что опять возвращает нас к нашей «Поэтической кухне». Добро пожаловать!

 

Просмотров: 378 | Добавил: admin
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Нажимая на кнопку "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных.