265-летие Уильяма Блейка
Творчество Уильяма Блейка – вне его эпохи. Современники его не принимали, ценители живописи не раскупали его картин, читатели не понимали его книг: слишком уж там все непривычно, фантастично, мудрено. Хотя, казалось бы… 37 темпер и 100 акварелей на сюжеты Библии. Уж более близкой европейцу книги не найти. Но Блейк использовал не только христианские символы, но и языческие, эзотерические, рисовал мифологических персонажей и существ, взятых «из головы», из собственного воображения, превращая картину в криптограмму, которую нужно сначала расшифровать.
Наиболее близко ему течение романтизма, хотя творчество Блейка гораздо шире и, по сути, не вмещается ни в одни узко заданные искусствоведческие рамки. Художник, отторгнутый своим временем, умер в нищете и безвестности. Заново «открыл» его один из прерафаэлитов, Данте Габриэль Россетти, а настоящая слава пришла к поэту и художнику только в 20 веке, настолько Блейк опередил свое время.
С поэзией У. Блейка можно познакомиться в переводах С. Маршака. Христианская тематика присутствует и здесь. Но это еще и философская поэзия. Все помнят, наверно, хрестоматийное стихотворение про тигра. «Тигр, о тигр, светло горящий в глубине полночной чащи! Кем задуман огневой соразмерный образ твой?» Но у этого стихотворения есть «антипод» - «Агнец». «Агнец, агнец белый! Как ты, агнец сделан? Кто пастись тебя привел в наш зеленый вешний дол, дал тебе волнистый пух, голосок, что нежит слух?» Оба – из цикла «Песни невинности и опыта», где изображаются два противоположных состояния человеческой души. А главный вопрос, на который пытается ответить Блейк: как вышло, что один и тот же Бог создал добро и зло, нежность и жестокость. Не так-то прост этот автор (хм-м… замечание можно отнести и к самому Создателю, и к поэту Блейку).