4 августа - 230-летие П. Б. Шелли
Перси Биши Шелли – английский поэт-романтик- с его прекрасной, аристократической, ангельской внешностью, высоким происхождением, талантом, высокой поэзией в жизни легкими путями не шел, отнюдь; да и было того пути неполных три десятка лет. Тем не менее, он вошел в число классиков английской литературы и оставил весьма заметный след в ее истории, как яркая комета, «падучая звезда».
Пожалуй, основа его поведения – бунт против всего и вся. Анархист и революционер. Романтизм как литературное направление и вышел из революционного порыва к Свободе, Равенству, Братству. В нем неприятие действительности и противопоставление мира идеального и мира реального, сильные страсти и высокие идеи. «Я писал бесстрашно». Против догматической религии – брошюра «Необходимость атеизма» и поэма «Королева Маб». Против английского владычества в Ирландии – листовки с подрывными лозунгами, политические памфлеты. Против общественной морали – скандальная женитьба и еще более скандальное ее продолжение с двоеженством. Времена Маяковского и Лили Брик еще не настали, и на подобный тройственный семейный союз викторианское общество откликнулось всеобщим осуждением. Кроме всего прочего, долги… Словом, это была очень бурная и запутанная жизнь. Шелли счел за лучшее временно покинуть берега Альбиона.
При этом он не переставал в своей поэзии пропагандировать идеалы гуманизма и свободы, как и Байрон, с которым был дружен. Самое лучшее и счастливое его время – это годы, проведенные в Италии, которая не только укрепила хрупкое здоровье поэта, но и одарила литературу драмой «Освобожденный Прометей», поэмой «Восстание ислама», трагедией «Ченчи» и т.д. Дух свободы носился тогда над Европой, и образ Прометея воплотил идею поэта, что победа дается через поражение и боль; на этом пути поэзия – сила. «Никогда так не нужна поэзия, как в те времена, когда, вследствие себялюбия и расчета, количество материальных благ растет быстрее, чем способность человека усвоить их согласно внутренним законам человеческой природы». (Это не о нас ли, живущих в век потребления?) И, конечно, Шелли одарил нас великолепными стихами. Поэзия его – это действительно явление. Бурная, стремительная, ничего общего не имеющая с пошлой житейской суетой.
Это бури разгул. Лоскута парусов
Бьются немощно в бешеной пляске ветров,
И в ночи непроглядной, как потоп Преисподней,
Хлещет сумрачный ливень по воле Господней.
В блеске молний чернеет смерчей крутизна:
Достают до небес, восставая со дна,
И кренятся, как будто обрушилась твердь,
Тщатся водные башни ее подпереть
И дрожат от натуги. Воды алчно раскрыли
Чрево мрачной пучины…
Слова самого поэта: «Из тучи сознания блещет молния мысли». Созвучно с картиной бури и образно характеризует стиль его творчества.
Впрочем, ему и другие картины подвластны…
Печальная колдунья Азиола,
В вечерней музыке своей тоски
Тревога рощ, ручьистый голос дола:
Ни лютни звон, ни птичьи голоски
Моей души вот так не задевали,
Нет, сладостней не ведал я печали!
И с тех пор, во сне и наяву,
Люблю я возглас грусти изначальной
И Азиолу — милую сову —
Пушистую. И крик души печальной!
С юности Перси Биши Шелли был подвержен галлюцинациям; одно время он всерьез опасался, что отец за все, мягко говоря, эксцентричные выходки упечет его в Бедлам (название сумасшедшего дома, ставшее нарицательным; и сейчас не приведи бог туда попасть, но в те времена психушка действительно была очень страшным местом). Второй (гражданской, а потом и официальной) женой поэта стала Мэри Годвин (Шелли), известная как автор мистического, фантастического, готического, романтического и прочая, прочая, прочая романа ужасов «Франкенштейн» - о человеке, создавшем и выпустившем в мир чудовище. История, впрочем, известная. А мистики в жизни самого Шелли тоже хватало: видения, призраки, впадение в транс... Однажды он увидел мертвую девочку, которая звала его за собой в море. Видение оказалось пророческим: поэт погиб во время шторма на Средиземном море.