Литературный дар проявился в нем рано, в шестилетнем возрасте. Дядя Алексей Перовский, известный нам под псевдонимом Антоний Погорельский, всячески поощрял племянника и развивал в нем этот дар, показывал произведения Алексея самому Жуковскому; есть свидетельства, что первые юношеские опыты были одобрены А. С. Пушкиным.
Служба была скорее приятным дополнением к светской жизни и занятиям литературой. Светская жизнь увлекала Алексея Константиновича особенно в молодые годы, но охота и занятия литературой – две вещи, с которыми он не расставался всю жизнь.
За какие жанры он только не брался! Драмы («Царь Федор Иоаннович», «Дон Жуан» и пр.), историческая «повесть времен Ивана Грозного» «Князь Серебряный» (его интересовал именно этот период русской истории: правление Ивана Грозного, начало Смуты), великолепные, музыкальные стихи (некоторые из них стали известными романсами) и поэмы (многие из них тоже исторического содержания), басни, «страшилки» про упырей, переводы из Гёте, Гейне, Шенье, Байрона, сатиры...
Самое необыкновенное его детище – Козьма Прутков, сочинитель, пиит и философ, которого на самом деле никогда не было, но которого вот уже более полутораста лет знают и читают.
Его «родили» вчетвером братья Алексей, Владимир, Александр Жемчужниковы и их кузен Алексей Толстой. До сих пор в ходу прутковские афоризмы: «Смотри в корень!», «Никто не обнимет необъятного», «Если хочешь быть счастливым, будь им», «Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то они и носят в себе»…