person
menu
Нац.проект Культура ЦГБ им. Д.Н.Мамина-Сибиряка в 2021 году была модернизирована в рамках национального проекта "Культура"

15:05
В гости к иконописцам. Продолжение

 

В начале октября в библиотеке прошла краеведческая гостиная, посвященная невьянской иконе. Но расставаться с красотой не хочется, поэтому предлагаем небольшое продолжение разговора: интервью с мастером-иконописцем.

Невьянская икона. Послесловие. Интервью с Иномирьем

Икона – образ «ненашего» мира, идеального царства милосердия и справедливости; зримый и притягательный образ того, «как там будет после всего» - для тех, конечно, кто верит, что будет. Так уж вышло, что мое поколение выросло неверующим – не в силу того, что мы такие ярые, убежденные атеисты, а скорее в силу воспитания, не принято было верить. Поэтому для меня лично – это действительно как заглянуть в Иномирье. Помните картинку из учебника истории Средних веков? Путешественник дошел до конца земли, где ее край смыкается с небесной сферой, просунул голову через прозрачную оболочку и увидел колесики и винтики вселенского механизма… Готовя краеведческую гостиную и знакомясь с феноменом невьянской иконы, я чувствовала себя примерно как этот путник и тоже узнала массу интересных вещей. И мне не захотелось останавливаться. Поэтому я предлагаю вам тоже познакомиться с человеком, который в этом Иномирье свой. Итак, герой интервью – настоящий, живой, не придуманный невьянский иконописец.

- Представьтесь, пожалуйста.

- Меня зовут Сергей Морозов, я живу в старинном уральском городе Невьянске.

- Где Вы работаете?

- Работаю в иконописной мастерской примерно с 2014 года.

- Где Вы учились живописи?

- Живописи я учился в Нижнетагильской социально-педагогической академии, на художественно-графическом факультете. Выпустился в 2014 году.

- А как Вы пришли к иконописи?

-  Во время учебы в академии я серьезно увлекся скалолазанием, но, к сожалению, после одной из поездок сильно заболел, и больше этим спортом мне заниматься было нельзя, а девать себя куда-то надо было. Вообще тема религии меня всегда интересовала. Одно время в Доме иконы работал мой друг, мне стало любопытно, что это за место, я зашел. Встретил там Елену Александровну Николаеву. Я ее знал, так как она когда-то вела у нас кружок прикладного искусства в школе. По сути, она взяла меня в ученики, и я стал понемногу осваивать иконопись. Все, как в школе. Именно она разработала технологию росписи икон на берестяном покрытии.

- В каком стиле пишутся современные иконы?

- Я работаю в традиции Невьянской иконописной школы, которая насчитывает уже несколько столетий. Выполняю семейные иконы, именные, мерные.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о процессе создания иконы. Какими особыми материалами, инструментами работают иконописцы?

- Используем доску, паволоку, левкас, подготовку под сусальное золото, желтково-яичную темперу, холодные лаки.

За основу мы берем старинный иконописный образ, стараемся максимально точно его передать и выполнить в той же технике. Также работаем с помощью тех же приемов, которые существовали в 17-18 вв. Все начинается с доски, ее просушивания. Так как доска деревянная, она имеет слоистую структуру, она стремится выгнуться. Чтобы этого не происходило, в доску вставляют шпонки из более твердого материала. Если у вас дома есть старинная икона, по этим шпонкам можно определить, когда она была написана. Они бывают двух видов: накладные, что расположены сзади, а также торцевые в боках. Торцевые придумали относительно недавно, в начале 18 века. Поэтому, если у иконы есть торцевые шпонки, вряд ли она была создана в 16-17 вв. Это первое, на что обращает внимание мастер, когда ему приносят старинную икону. Потом уже смотрит на школу, стилистику.

Когда доска готова, на нее выкладывают левкас. Так как левкас (грунтовка)  – твердый материал и мало подвержен колебаниям температуры, чем доска, то между левкасом и доской прокладывается слой паволоки. Паволока – название ткани (ситец, сатин, лен), который служит своеобразным амортизатором между доской и левкасом.

Для того, чтобы левкас был достаточно крепким, его делают слоистым, как пирог. Наносят от 15 достаточно тонких слоев в зависимости от размеров самой иконы в разных направлениях, чтобы придать левкасу крепость. Левкас мы, как и 300 лет назад, варим вручную. Когда варишь левкас на кухне в мастерской, и кто-то заходит и желает приятного аппетита, он не ошибается, так как в левкас входят съедобные компоненты: пластификатор – льняное масло, используются титановые белила, которые не усваиваются в организме, но и не могут ему навредить, желатин.

Когда левкас выложен на доску, его шлифуют до зеркального блеска. Это нужно для того, чтобы тончайшие листы сусального золота легли идеально ровно. Проверяют, насколько хорошо отшлифован левкас, по отражению лампы или свечи. Если светящийся предмет виден четко, то левкас отшлифован идеально.

Существует несколько способов выкладки сусального золота. Один из них – выкладывание золота на слой водки. На левкасе делают подложку из полиментной глины, заливают слоем водки, и тончайшие листы сусального золота ложатся на него сверху. Спирт испаряется, происходит максимальная адгезия (сцепление), золото навсегда остается на поверхности полимента. После этого золото тщательно шлифуют. Иконописцы Урала чаще шлифовали полудрагоценными камнями, сейчас я использую агат. Так как камнем довольно легко передавить, некоторые мастера использовали клык животного, т.к. кость менее твердая. Сейчас инструмент для шлифования по-прежнему называют клыком.

Когда я был на учебе на мастер-классе по выкладыванию золота на водку, гости из Польши заметили: «Вечно все у вас русских через водку делается».

Невьянские иконы зачастую делались со сплошным золочением. В 17 в. здесь нашли золото, и с тех пор происходит постоянная добыча золота, которая не прекращалась даже во время Второй мировой войны. У нас много полудрагоценных камней, найдя один, можно было растереть и получить новую краску, именно поэтому Невьянские иконы такие красочные, полноцветные. Сейчас мы говорим, что Невьянская икона красочная, живописная, хотя в 17 в. такое описание было бы оскорбительным, так как нельзя религиозное явление приравнивать к чему-то светскому.

Иконопись использует краску с добавлением яичного желтка. Именно желток дает долговечность исполняемому образу. Эта технология встречалась уже в Древнем Египте. Цвет, который брали, растирали, добавляли желток без белка. В моей семье бабушке в советское время удалось сохранить иконы, их опустили на дно колодца. Там они пролежали примерно до 80-х гг. ХХ в. Когда колодец убирали, их оттуда достали. Пострадали далеко не все доски, большинство из них сохранилось. В Нижнем Тагиле одна из икон длительное время служила ступенькой в храм. Существует много разных теорий о том, как эти доски сохранялись. Иконы вбивали в потолок, использовали в мебели, чтобы уберечь. Некоторые иконы использовались просто как разделочные доски. Этим удалось сохранить множество икон во времена советской власти.

Одно из того, что меня больше всего удивило в свое время, это способ нанесения красок. В институте нас учили: краски наносятся либо мазками, либо штриховкой. В иконописи используются плави для создания иллюзии объема и перехода одного цвета в другой. Одну лужицу краски вплавляют в другую, а затем объединяют их финальной плавью. Эта технология позволяет достичь мягкого и плавного градиента.

- Обязательно ли иконописец должен быть верующим?

- Не знаю, насколько это обязательно, но других я пока еще не встречал.

-  Не противоречит ли положение вещей тому, что старообрядческую по духу икону создает пусть и верующий, но НЕ старовер.

- Старообрядческая икона – это не каноничная икона в плане образов и того, какие символы используются, например, образ Саваофа. Не думаю, что человек, который ее пишет и использует те же символы и образы, делает ее не старообрядческой.

- Есть ли у Вас свой излюбленный сюжет? Или иконописец не выбирает, ЧТО писать, а работает по заказу, по заданию?

-  Мой любимый сюжет: «Утоли моя печали», так как эта икона у нас дома, она семейная, передавалась из поколения в поколение. Хорошо, когда в мастерской дают определенную свободу для творчества, а не заказывают точную копию той или иной школы, стилистики, как, например, когда я выполнял раму для серебряной объемной иконы «Умиление».

- А кто заказывает иконы? Иерархи церкви, частные лица, музеи?

- Иконописцы не контактируют лично с заказчиками. Чаще всего заказывают люди из Москвы, но бывают и зарубежные гости.

- Какое время (примерно) занимает создание одной иконы?

- Икона небольшого размера создается примерно полмесяца. Здесь нужно понимать, что никогда не бывает одной работы в процессе. Мы выполняем одновременно несколько икон, чтобы сэкономить время.

- Что лично для Вас означает занятие иконописью?

- Это возможность рассказать другим людям то, как я вижу этот мир.

А мир этот, судя по написанным Сергеем образАм, прекрасный и светлый.

И когда закончится вирусная напасть, мы с вами, уважаемые читатели, имеем шанс увидеть эти иконы воочию. Мастер готов привезти их в Серов, устроить выставку и рассказать еще много интересного о том деле, в котором он нашел свое Призвание.

Просмотров: 350 | Добавил: admin
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Нажимая на кнопку "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных.