person
menu
Нац.проект Культура ЦГБ им. Д.Н.Мамина-Сибиряка в 2021 году была модернизирована в рамках национального проекта "Культура"
Как сдать экзамен?   

     Как лучше сдавать экзамен? На этот вопрос даже многие студенты пытались найти ответ — и так и не нашли. Зато возникло множество примет — что лучше ходить на экзамен в «счастливом» костюме, класть пятак под пятку и т. д. Однако отойдем от мистики.   

      Как одеться?   
   Одежда на экзамен может быть разной. Если вы точно знаете предпочтения экзаменатора, тогда есть смысл им соответствовать. Но обычно это возможно уже в институте, а на вступительных экзаменах абитуриенты ещё ничего не знают про тех людей, которые будут в приемной комиссии. Поэтому правило простое — постарайтесь не надевать чего-либо экстравагантного, вызывающего. Лучше придерживаться спокойного, классического стиля. Бывают случаи, что девочки в очках и с косичками, одетые чрезвычайно скромно (можно даже сказать — безвкусно), поступают, а те, кто выглядит как суперзвезда — нет. Преподаватели — это тоже люди, мало ли какие комплексы могут у них быть, поэтому постарайтесь на них не «наступать».    

   Если экзамен не устный, а письменный, ситуация несколько меняется. В случае письменного экзамена внешность абитуриента имеет меньшее значение, ведь оценивать будут работу отдельно — могут и не вспомнить, во что вы были одеты и что делали, если только вас не выведут из аудитории за нарушение правил.  

      Как перестать нервничать?
  Не зацикливайтесь на важности происходящего. Даже если вы не сдадите такой важный экзамен, это еще не конец жизни. Зато, если вы будете спокойны, есть шансы, что вы получите оценку примерно на 1–2 балла выше, чем если вы будете беспокоиться. Не суетитесь и не пытайтесь в последнюю минуту выучить учебник наизусть. Просто подышите, после каждого вдоха задерживая дыхание на 4 счета.   Или попробуйте дать выход своему беспокойству (если есть время). Пробегитесь вокруг здания. Походите около деревьев. Важно только понимать, что окружающие могут истолковать ваши действия превратно, и сделать так, чтобы этого не случилось, иначе можно провести оставшееся время не на экзамене, а в отделении милиции. Кроме того, вряд ли после пробежки вы сможете принять душ… Поэтому ищите разные способы и выбирайте тот, который вам действительно подойдет.    

     Как планировать время?  
  После того, как вы ознакомились с заданием в общем, оцените приблизительно, сколько времени у вас есть и хватит ли его вам. Время — это главный ресурс на письменном экзамене (после знаний, разумеется). Начинать лучше с легких заданий. Важно понимать, как производится оценка результатов экзамена: это влияет на алгоритм решения задач. Если, например, за каждую допущенную ошибку снижают один балл, а одно нерешенное задание равно двойке за весь экзамен, значит, цель — решить все задания и допустить не больше двух ошибок (то есть получить «тройку»). В идеале — решить все задания и не допустить никаких ошибок. (Это даст «пятерку».) Иногда по некоторым предметам достаточно тройки, чтобы набрать проходной балл; это тоже можно учитывать.   Некоторые абитуриенты уходят с письменного экзамена значительно раньше, чем он официально заканчивается. С одной стороны, понятно: нервы, напряжение, хочется отдохнуть.

  С другой стороны, тот час-полчаса, которые вы «сэкономите», возможно, могли бы вам пригодиться для проверки ошибок, переписывания и т. д. Другая крайность — это когда не хватило времени. Обычно это происходит в случае, когда слишком много времени ушло на решение той задачи, которую абитуриент не знал. Поэтому лучше начинать работу с более легких задач, потому что даже если вы при этом не решите несколько сложных задач, возможно, в общем итоге получится достаточная для поступления оценка.    

      Каким по счету идти отвечать?   
 Первый человек, который заходит на экзамен (если только это не письменный экзамен, который все сдают одновременно), сильно рискует. Например, в спорте люди понимают, что шансы пары в фигурном катании увеличиваются ближе к концу выступлений: чем больше пар уже выступило, тем обычно выше оценки судей (им есть с чем сравнивать). Поэтому идти первым можно в том случае, если вы настолько уверены в своей победе, что считаете: вы ничем не рискуете. Обычно первыми идут сдавать экзамены отличники. А вот если абсолютной уверенности в своих силах нет, лучше немного подождать: преподаватели тоже люди, им свойственно утомляться и смотреть на оставшихся более снисходительно.    

  По мере того как некоторое количество студентов уже сдали (или не сдали) экзамен, преподаватель начинает лучше понимать общий уровень группы, у него появляется мера для сравнения (с предыдущими). Поэтому те, кто претендует на хорошие и отличные оценки, обычно идут отвечать в первой половине экзамена.   Традиционно сложилось, что двоечники предпочитают отсиживаться на задних партах. Точно так же люди, не уверенные в своих знаниях, предпочитают сдавать экзамены последними. Они надеются на то, что преподаватели к этому времени устанут и станут менее требовательными.

  Иногда (не всегда) так действительно происходит, но если вы хотите получить хорошую оценку — лучше быть всё-таки в первых рядах или же идти к столу приемной комиссии в середине, но не в конце экзамена. Если же цель — просто получить оценку выше, чем двойка, тогда можно действительно подождать и идти сдавать, начиная с середины и ближе к концу приема экзамена.   Плюс есть и в том, чтобы отвечать последним: можно расспросить тех, кто уже сдал экзамен, о том, как это было, какие вопросы задавали, и сделать полезные для себя выводы. В ряде случаев это действительно помогает.  

      Как говорить?
  Между устными и письменными экзаменами есть большая разница. На устном экзамене важное значение имеет способность вдохновенно говорить. Если вы хотя бы что-то знаете по предмету и уверенно (желательно — без грубых ошибок) говорите на заявленную в билете тему, то шансы сдать экзамен успешно повышаются.   Противоположный пример — излишняя нервозность, когда абитуриент, пусть даже и знающий много по теме билета, начинает мямлить, комкать слова, дрожать, бледнеть, краснеть. Конечно, экзаменаторы понимают, что абитуриенты волнуются, но всё же смотреть на человека, который мучается, никому не доставляет удовольствия. Даже экзаменаторам. Поэтому, если хотите получить достойную оценку, поработайте над владением своим внутренним состоянием во время экзамена.

     Каковы типичные ошибки?  
  Самая главная ошибка — это неумение оценить целиком все задания. Первое, что желательно сделать (если время позволяет) — это прочитать все задания до конца и спланировать, в каком порядке их решать. Однако есть ряд тестов, проводимых на время, когда важно ответить на как можно большее количество вопросов. В этом случае, наоборот, сначала читаем всё подряд и отвечаем на то, что знаем. И лишь затем, в оставшееся время, начинаем отвечать на те вопросы, которые вызывают сомнения.   Если есть выбор — лучше перестраховаться, но не допустить ошибок. Излишнее «творчество» может стать причиной плохой отметки. Чем проще решение — тем лучше. Если вы забыли что-то и есть время — не сдавайтесь, попробуйте начать вспоминать. Цепляйтесь за малейшие осколки воспоминаний, и, возможно, удастся вспомнить всё, главное — не впадать в панику, а вместо этого пытаться написать хотя бы что-нибудь, относящееся к вопросу.

     Как выкрутиться?
  На тот случай, когда вы чего-то не знаете, существует несколько вариантов поведения. Во-первых, если есть возможность, попытайтесь свести вопрос к тому, что вы знаете. (В ряде случаев это допустимо, особенно на устных экзаменах.) Во-вторых, можно попробовать угадать (если такая возможность есть и если это не ухудшит ситуацию). В третьих (это — наихудший выбор) — можно отказаться от решения, если при этом есть хорошие ответы на другие вопросы; возможно, экзаменатор решит задать вам дополнительный вопрос (можно его об этом попросить; кто знает, вдруг вам и повезет).    

    Как оформлять работу?  
  Очень важно не только то, правильно или нет вы ответили на вопросы, но и то, как вы свои ответы оформили. Желательно, чтобы почерк был разборчивым, иначе особенности вашего почерка проверяющие могут принять за ошибки. В некоторых вузах смотрят не только на чистовики, но и на черновики, поэтому постарайтесь отразить на них ход вашей мысли: вдруг это поможет набрать недостающие полбалла.  
 
     Как проверять работу?
  Большое значение имеет проверка того, что вы сделали. Многие считают её лишним шагом, пустой тратой времени. Однако это не так. Если вы вовремя заметите ошибку, то вы сумеете ее исправить и тем самым повысите оценку. Когда человек увлечен процессом, например, написания сочинения или решения какой-либо задачи, бывает, что при этом ускользают очевидные ошибки. А когда вы сосредоточены именно на проверке, то вы эти ошибки видите и исправляете гораздо лучше. Поэтому рекомендуется разделять этапы, например, написания сочинения или решения математической задачи — и проверки полученного результата.  

   Итак, успокойтесь; не ждите, пока пройдут все остальные; планируйте порядок решения задач; проверяйте и вспоминайте. Безусловно, секретов успешной сдачи экзамена на самом деле гораздо больше. В первую очередь, это хорошая заблаговременная подготовка и крепкие знания. Однако есть и еще один секрет — это удача! Будьте смелыми, и, возможно, она вам улыбнется!   Сейчас в большинстве вузов приняты меры для того, чтобы исключить возможность пользования шпаргалками и электронными подсказывающими устройствами. Поэтому надеяться лучше на себя и свои знания.  

                                                     По материалам Инна Иголкина, бизнес-тренер   www.timesaver.ru