person
menu
Нац.проект Культура ЦГБ им. Д.Н.Мамина-Сибиряка в 2021 году была модернизирована в рамках национального проекта "Культура"

12:50
Хранители

 

Михаил Байер (г.Москва) - видео- и аудио-архивист бардовских песен, исполнитель, видео- и кинооператор. Хранитель и собиратель. Но есть и другие собиратели и хранители этого «золотого запаса нации», и не только в первопрестольной.

Мне вспомнились собиратели фольклора 19 - начала 20 века, которые путешествовали по городам и весям России, записывая сказки, песни, былички… Наверно, Владимир Даль, Александр Афанасьев, Александр Гильфердинг и прочие энтузиасты-этнографы казались современникам не менее чудаковатыми и странными. Тем не менее, занимались они невероятно важным и нужным делом: собиранием и сохранением нашей национальной культуры. Но ведь и бардовская песня – тоже часть нашей культуры, причем драгоценная часть, несмотря на свою относительную молодость (ее зачинателями были «шестидесятники»). На примере одного только Окуджавы можно видеть, какой мощный нравственный посыл в их стихах и песнях. А сколько таких имен в «золотом фонде» жанра!..

Но остановимся на Окуджаве... Все-таки сейчас май, а май – это месяц, который проходит под знаком дня Победы и дня рождения Булата Шалвовича. Не всем известно, что Б. Окуджава в детстве провел несколько лет в Нижнем Тагиле. Сам Булат Шалвович не любил вспоминать об этом, потому что Тагил отнял у него родителей: отца расстреляли как «врага народа», а мать отправили в лагеря. Тагильский поэт Василий Овсепьян не только собрал материалы о семье Окуджавы в этот период, но и сделал все для того, чтобы в городе появился Дом-музей Окуджавы.

Другой уральский автор, Лев Зонов, собрал все возможные воспоминания, фотографии, документы, записи, касающиеся пребывания Булата Шалвовича в Нижнем Тагиле (в годы детства) и в Свердловске(с концертами в 1964, 1986 и 1994 годах) в книге «Мы помним вещего Булата». Работа над книгой продолжалась в течение 15 лет при участии десятков людей, помогавших в сборе материалов. Еще один прекрасный образчик хранителя нашей духовной культуры.

Лев Зонов как автор-исполнитель интересен и сам по себе, а не только в связи с сохранением памяти об Окуджаве (с которым он лично общался в 1964). Лев Дмитриевич как раз является представителем того самого поколения шестидесятников, благодаря которым и родился жанр. Его первый авторский концерт прошел в актовом зале УПИ в 1967 году. Самая что ни на есть классическая классика: геолог Зонов сочинил многие свои песни у таежного костра во время экспедиций. Он стал одним из «отцов-основателей» первого свердловского КСП и вообще бардовской песни на Урале.

И опять-таки, не только в столицах есть подобные энтузиасты. География тут вообще не играет роли. Тем не менее, приглашаю «прогуляться» совсем уж в «глубинку». Маленький город Краснотурьинск, в котором живет большой почитатель бардовского жанра, исполнитель, турист Павел Попов. Павел отыскивает полузабытые или вовсе забытые имена и тексты, давнишние записи и возвращает к жизни тех, кто остался с нами только песней. Он, кстати, в период создания книги «Мы помним вещего Булата» тоже поделился с Львом Зоновым материалами; на страницах книги можно увидеть фотографии из архива Павла Попова.

Свою фонотеку Павел начал собирать еще в 1960-х годах. Сейчас его архив насчитывает около 50.000 записей, и в них представлены барды разных городов, не только уральские. Его диск «Авторская песня в Краснотурьинске» - это «архив публикаций об истории авторской песни в городе, бережно собранный альбом фотографий и подборка песен в исполнении членов клуба самодеятельной песни «Перекат», 30 лет жизни клуба.

К счастью, энтузиастов у бардовской песни пока еще хватает, иначе она давно уже умерла бы как жанр. По сути, хранитель ее - каждый поющий. Но бывает так, что хорошая песня уходит вместе с человеком. И тогда реанимировать ее помогут когда-то кем-то созданные архивы…

Просмотров: 254 | Добавил: admin
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Нажимая на кнопку "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных.