person
menu
Нац.проект Культура ЦГБ им. Д.Н.Мамина-Сибиряка в 2021 году была модернизирована в рамках национального проекта "Культура"

10:16
"Бард-кафе". Вечер посвященный творчеству А.Городницкого.
«Бард-кафе» 

и Центральная городская библиотека им. Д.Н.Мамина-Сибиряка 

приглашают всех, кто любит авторскую песню, 

на вечер, посвященный творчеству известного барда  и поэта

Александра Городницкого. 

Приходите слушать и петь вместе с нами любимые песни!


Ждем всех желающих 17 ноября в 16-00 часов.

Вход свободный. 

Адрес библиотеки: ул.Заславского, 23. 

 Телефон для справок: 7-30-87, 8-950-1942-641.

    Александр Моисеевич Городницкий родился в 1933.  Отец – Моисей Абрамович. Мать – Рахиль Моисеевна. Дальше можно не пояснять? Блокадный ребенок: с сентября 41 по апрель 42.
 
Запахи бензинового чада
И визиты частые к врачу.
Если спросят: «Хочешь жить сначала?» -
Я отвечу сразу: «Не хочу».
Не хочу переживать по-новой
Рев сирен и трупы на снегу,
Да и века для себя иного
Я уже представить не могу.
Не хочу сжиматься от испуга,
Слыша бомбы сумеречный вой.
Не хочу портрет вождя и друга
Гордо проносить над головой.
Слово «жид» услышать снова в детстве,
И стыдиться своего лица,
Возвратить назад годины бедствий,
Похороны мамы и отца.
Приступы тоски и ностальгии,
41 окаянный год.
Я устал. Пускай живут другие, -
Может быть, им больше повезет.

     1951 – школа окончена с золотой медалью. Но – 5 пункт. У еврейских абитуриентов своя черта оседлости – пед, мед, пищевой институт. А хотелось на истфак, всегда любил историю.  И еще - молодой и глупый – мечтал о форме и погонах.  О военном вузе речи быть не могло – и по здоровью, и по причине того же 5 пункта. Поэтому – геологоразведочный факультет Ленинградского горного института. Экспедиции – самая мужская работа, это во-первых. И форма – это во-вторых. С 1957 по 1962 – Туруханский, Игарский, Норильский район. Искал уран, никель, медь. Урана не нашел, зато здесь нашел свои первые песни.
 
Эти песни рождались в Сибири,
И не знают гитарной струны.
Их слыхали лишь ели седые,
Что метелями занесены.
На таежных холодных привалах
В котелке замерзала вода.
Там гитара не выживала,
И не выживет никогда.
Лопнут струны, и дека треснет.
Не наладишь их, хоть убей.
Без гитары звучали песни
Откровеннее и грубей.
Эти песенки на привале,
От людского жилья вдали,
Допевали и допивали,
Поднимались потом и шли.
Эти песенки не для танцев,
Не для критиков, не для дам.
Им на севере бы остаться, -
Не нужны они городам.
Здесь грустят они без утайки,
Разносол на чужом столе,
Как полярная псина лайка,
Не привыкшая жить в тепле.
 
    Эти песни написаны как подражание великому трагическому фольклору сталинского ГУЛАГа.  Он все спрашивал, кто сочинил потрясшие его «Ванинский порт» или «Идут на Север срока огромные…» Ему отвечали с  угрюмой усмешкой: «Слова народные, автора скоро выпустят».
     «Деревянные города», «Снег», «Кожаные куртки», «Перекаты» - отсюда. Как и  песня «На материк», которая считается зэковской.
     Позднее, когда Александр Моисеевич выступал с концертом в Иркутске, он услышал в фойе разговор: «Интересный человек к нам приехал, все наши песни знает!» Песни, что называется, ушли в народ – и это высшее признание для любого автора.
     Он всегда был связан с морем: родившись на Васильевском острове, и называет себя «островитянином».  Отец работал на полиграфической фабрике, где изготовляли морские карты. А мама редактировала морские лоции.  С 1962 начал ходить на военном паруснике «Крузенштерн».  И в штурманской рубке на последней странице лоции мог прочитать: «Технический редактор Р.М. Городницкая».
     Морские  экспедиции изменили его жизнь.  В 1972 он переехал в Москву и стал работать в Институте океанологии им. Ширшова РАН. Более 36 лет в океане. Более 20 рейсов на научно-исследовательских судах.  Охотское, Балтийское, Черное, Атлантика…
     Глубоководные погружения на спускаемых аппаратах.  Поиски Атлантиды. Скажете – несерьезное занятие для ученого?
 
Атлантических волн паутина
И страницы прочитанных книг…
Под водою лежит Атлантида –
Голубого огня материк.
А над ней пароходы и ветер,
Стаи рыб проплывают над ней.
Разве сказки нужны только детям?!
Сказки взрослым гораздо нужней.
Как, друзья, в глубину вы не лезьте,
Не отыщете вы в глубине
Ту страну, что пропала без вести,
Как отцы на последней войне.
Их давно уже нету на свете,
Но поверить нам в это больней…
Разве сказки нужны только детям?!
Сказки взрослым гораздо нужней.
Век 20, войною палимый –
Смерть прикинется теплым дождем…
Кто нам скажет, откуда пришли мы?
Кто нам скажет, куда мы уйдем?
Кто сегодня нам сможет ответить,
Сколько жить нам столетий и дней?
Разве сказки нужны только детям?!
Сказки взрослым гораздо нужней.
И хотя я скажу себе тихо:
«Не бывало ее никогда»,
Если спросят: «Была Атлантида?»,
Я отвечу уверенно: «Да!»
Пусть поверят историям этим.
Атлантида… ведь дело не в ней.
Разве сказки нужны только детям?!
Сказки взрослым гораздо нужней.
 
    Его любимая фраза принадлежит Платону: «Верь тому, кто ищет истину, и не верь тому, кто говорит, что ее нашел!»
    Он известен и как автор стихов и песен; и как телеведущий авторской программы: 34 научно-популярных фильма «Атланты в поисках истины» прошли на канале «Культура»; и как ученый – автор более 260 работ.
  
… А в часы, когда ветер ночной
Нас уносит по волнам горбатым,
Все мне снится мой город родной,
Где встречается Невский с Арбатом.
 
    Точно так же в его стихах и песнях встречаются и сосуществуют параллельно современность и прошлое. Любовь к истории нашла свое выражение в стихах, посвященных декабристам, героям 1812 года, Гейне и Ломоносову… И, конечно, русским поэтам и писателям  - Пушкину, Лермонтову, Державину, Грину…
 
Почему лишь Пушкин – наше все,
Не Толстой, не Лермонтов, не Гоголь,
Почему лишь он – наместник Бога,
Только он нам грудь мечом рассек?
Почему лишь Пушкин – наша боль,
А не Достоевский и Тургенев?
Почему лишь он, курчавый гений,
Занимает вечно эту роль?
Властью и женою нелюбим,
Свой покой нашедший лишь в могиле.
Почему мы так о нем скорбим,
Будто бы вчера его убили?
Не с того ли, что вокруг враги,
Что, как он, и наше поколенье
Не успеет выплатить долги
И не отомстит за оскорбленье?
И опять потеря тяжела,
И опять нам утешаться нечем
В час, когда 10 числа
В феврале мы зажигаем свечи.
 
    Он преподает в Международном университете в Дубне, в МГУ им. Ломоносова, профессор геофизики,  академик РАЕН, кавалер Синего Креста РАЕН и других орденских знаков: «Полярная звезда», «Рыцарь науки», «Звезда созидания».
    Наряду с Окуджавой его называют основоположником бардовской песни, живой легендой.  Его «Атланты» заняли 1 место на  Всесоюзном песенном конкурсе  1966 года. С тех пор -  более 100 пластинок, лазерных дисков, аудио- и видеокассет, 23 книги стихов, песен, мемуарной прозы, многочисленные публикации в журналах, сборниках и альманахах, в переводах  от чешского до иврита, членство в Союзе писателей России, в Международном Пен Клубе (Всемирном Союзе Писателей).
    С 1971 года – председатель жюри Грушинского фестиваля.  Лауреат лит. премии им. Окуджавы, президент Российской Ассоциации Бардов и многое-многое другое…
     Он говорит: «Я  не ощущаю возраста – пока не заболею или не посмотрюсь в зеркало.  Плавая много лет в океане, я привык к тому, что движущееся судно всегда устойчивее к волне, чем лежащее в дрейфе. Человек, который ничего не делает, лежит в дрейфе. Он быстрее старится и начинает болеть. Надо чем-то заниматься».  

Время – камни собирать.
Время – быть, а не казаться.
Все, что можешь ты сказать,
Не откладывай на завтра.
Разделение людей,
Непрощенные обиды,
Разделение идей,
Монолитных только с виду.
Отводить не смей глаза
От всесильного мерзавца.
Все, что можешь ты сказать,
Не откладывай на завтра…
Что нам век сулит опять? –
Крик погрома? Грохот залпа?
Все, что должен ты сказать,
Не откладывай на завтра.
 
Просмотров: 1437 | Добавил: CGB
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Нажимая на кнопку "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных.