person
menu
Нац.проект Культура ЦГБ им. Д.Н.Мамина-Сибиряка в 2021 году была модернизирована в рамках национального проекта "Культура"


СОВЕТЧИКИ

null       Когда вы консультируетесь у кого-нибудь относительно выбора профессии или вуза, учтите: в ответ вы можете услышать что угодно. Вы не обязаны руководствоваться всеми советами, которые получите. Однако что бы вы ни сделали, последствия правильно или неправильно принятого решения достанутся лично вам, а не советчикам, даже они ваши ближайшие родственники. Впрочем, важно отдавать себе отчет в том, кто именно вам что-либо рекомендует.    

      Родители  
      Родители, как известно, всегда хотят своим детям самого лучшего будущего, которое только возможно. Некоторым старшеклассникам повезло, и они могут воспринимать предложения своих родителей буквально. К сожалению, этих счастливцев не так много.   Общество развивается быстро – даже та жизнь, к которой привыкло предыдущее поколение, уходит в прошлое. Раньше высшее образование было залогом стабильности и успеха. Сейчас оно есть у многих, и сам факт наличия диплома мало кого впечатляет: важно, чтобы за «корочкой» стояло что-то большее, например, специальность, по которой можно устроиться на интересную и прибыльную работу.  
     Когда вы разговариваете с родителями, просто поверьте, что субъективно, для них самих, их намерения относительно вас – лучшие из возможных. И раз папа с мамой препятствуют, например, тому, чтобы вы пошли в театральный институт или стали полярником на антарктической станции, – наверное, у них найдутся разумные объяснения, почему они считают, что именно отказ от такой стези принесет вам максимальную пользу.  
     Сначала спросите у старших, что они вообще думают о вашем поступлении в институт, как они себе это представляют, чего бы им хотелось. Если то, что говорят вам они, совпадает с тем, что по этому поводу думаете вы, – замечательно, вам повезло! Если же то, что объявили вам родители, не совпадает, или, хуже, противоречит тому, что вы для себя запланировали, – готовьтесь к длительным переговорам.  
    Родители могут хотеть вашего поступления в определенный вуз по своим причинам – в силу семейной традиции, например. В любом случае желательно, чтобы вы выслушали их спокойно, не перебивая и не пытаясь сразу же доказать свою точку зрения. Когда они скажут всё, что думают (а на это может уйти много времени), начните постепенно прощупывать почву – выяснять, почему они так думают. Если взгляды родителей отстали от реальной жизни – постарайтесь не ввязываться в ссору, возьмите тайм-аут, поищите информацию в Интернете, докажите, что жизнь ушла вперед и сейчас ситуация стала другой.   Например, раньше, когда Россия была за железным занавесом и, изучив английский язык, можно было устроиться чаще всего учителем в школу, – ситуация была одна. А сейчас английский открывает дороги в 20–30 различных профессий – ситуация другая. Попробуйте аккуратно (желательно с помощью наглядных примеров – биографий известных личностей, опыта авторитетных для ваших родителей людей) постепенно изменить их точку зрения, раз существующая мешает вашим планам на поступление.  
    Если родителям предстоит вложить существенные финансовые средства в подготовку к вашему поступлению в вуз, то, естественно, ожидается, что эти деньги не пропадут впустую. Если ваш выбор одобрен не будет, то, возможно, вам не дадут денег на репетиторов или курсы. Еще больше родители расстраиваются, когда после первого семестра или года обучения их ребенок бросает вуз, на который возлагались надежды. Поэтому лучше заранее со всех сторон проанализировать разные аспекты поступления, чем потом разочароваться и начать всё сначала.        
 
      Учителя    
      У учителей могут быть свои соображения на тот счет, куда вам поступать. Учитель знает вас с точки зрения преподаваемой им отдельной учебной дисциплины больше, чем как человека в целом. Он легко укажет вам на сильные и слабые места в знании его предмета. Однако он не очень хорошо разбирается в том, как вы знаете другие предметы, что вы за человек, какие у вас цели в жизни и чего от вас ожидают родители.  
    Внимательно выслушайте учителя: это полезно всегда. А затем подумайте сами – что из услышанного вы разделяете, а с чем не согласны.   Поскольку учитель работает в школе, а не в современной компании, он не всегда знает о некоторых новых профессиях. У него могут быть устаревшие взгляды на возможности учеников и требования к поступлению. Кроме того, иногда учителя бывают пристрастны: некоторые ученики им нравятся, а некоторые – нет. Поэтому вырабатывать свое собственное мнение хоть и полезно, однако о нем не обязательно громко всем рассказывать.        

      Преподаватели курсов  
      В норме вузовский преподаватель хорошо знает, кого готовит вуз и куда устраиваются его выпускники. Многие преподаватели параллельно с работой в институте работают еще где-нибудь, поэтому их мнения о вас не мешало бы внимательно слушать. Такой преподаватель (если захочет) может рассказать вам о ваших сильных и слабых сторонах в знании предмета подготовки и, возможно, что-нибудь и о других предметах и об институте вообще.  
     К сожалению, часть преподавателей понятия не имеет, что случается с выпускниками после окончания института, поэтому, общаясь с подобной профессурой, не рассчитывайте, что собеседники ответственно примут за вас жизненно важное решение. Учтите основные моменты:   - насколько реально будет в этот вуз поступить, если не с первого раза, то хотя бы со второго;   - насколько интересно вам будет работать по выбранной специальности (иначе имеет смысл сразу идти учиться в другое место);   - возможно ли, чтобы ваш выбор одобрили ваши родители (иначе вам придется очень нелегко).    
   
     Репетиторы  
     Репетитор – это человек, заинтересованный в результате своей работы с абитуриентом. При этом многие из них на самом деле ни за что не отвечают. Если у репетитора есть определенное положение в каком-то вузе – он будет и вас звать поступать туда же, чтобы впоследствии вы не предъявляли претензий к качеству подготовки. Это необходимо учитывать, если вы решили спросить совета у репетитора.   Добросовестный, глубоко знающий репетитор и перспективы ваши как студента и специалиста может увидеть порой глубже, чем педагог, который учил вас в школе несколько лет.    
   
     Студенты  
     Познакомиться со студентами того института, куда вы планируете поступать, можно, либо подойдя к институту после окончания занятий, либо приехав на подготовительные курсы, либо в Интернете – на форуме института (если такой форум, конечно, существует). Студенты могут рассказать об учебе «изнутри», о реальном качестве преподавания, о том, что стоит это образование. Бывает так, что за внешне красивым рекламным фасадом скрываются устаревшая материально-техническая база и слабый уровень преподавателей. Также вы можете узнать о неформальной жизни студентов во время обучения (это может быть важным). В зависимости от ваших целей и от того, с кем конкретно вы общаетесь, полученная информация может оказаться самой разной и по содержанию, и по степени важности.
      
     Друзья    
     С одной стороны, друзья хорошо вас знают. Многие из них сидели неподалеку от вас на уроках и представляют себе ваши возможности. С другой стороны, вероятно, ваши друзья пока не достигли той степени зрелости, когда человек обретает способность давать реально полезные советы. Очень часто по совету друзей несколько человек вместе поступают в один и тот же институт. Однако это не всегда правильно. Если вы захотите, то в новом институте вы можете завести новых друзей, а со старыми – продолжать общаться в свободное время. Отделяйте реально значимые соображения с точки зрения профессионализма от всего остального – личной заинтересованности, некомпетентности и прочего.        

   Фильтруем советы!  

    Предположим, вы получили массу советов. Что делать дальше? Как правильно относиться к чужим рекомендациям? На том этапе, когда у вас уже скопилось много сведений, порой довольно противоречивых, попробуйте их осмыслить, систематизировать. Возможно, вы выясните, что каких-то деталей в этой системе не хватает. Например, с поступлением всё ясно, а как выбранное образование скажется на дальнейшей карьере и будут ли нужны рынку экономисты, выпущенные данным вузом через 5–6 лет, – непонятно.

    Когда какие-то советы противоречат друг другу – попробуйте разобраться, почему так происходит. Может быть, у кого-то предвзятое мнение? Может быть, источник информации ненадежный? Может быть, восприятие ситуации вошло в зависимость от человеческого фактора? Поищите дополнительные источники информации, почитайте материалы в Интернете – возможно, картинка сложится, и вы сами разберетесь в происходящем. Если все твердят вам одно и то же, а душа к этим советам не лежит – постарайтесь разобраться, почему так происходит. Вам не нравится то, чем придется заниматься после окончания обучения? Предположим, вы решили учиться на стоматолога, при этом вы боитесь общаться с людьми. Сможете ли вы справиться с этой проблемой за время учебы – или лучше сразу поменять специальность? Что делать, если вам очень нравится то, что вы выбрали, а все окружающие считают, что у вас нет шансов?

    Иногда так случается, что, несмотря на безумный конкурс, например, в театральный вуз, «счастливчику» удается вовремя попасться на глаза режиссеру и успешно пройти творческий конкурс. Обладая крепкой верой в то, что у вас всё получится, и готовностью рискнуть – действуйте. При этом продумайте запасные варианты – что делать, если окружающие окажутся правы.  

    Если вам кажется, что человек своими подсказками хочет обидеть вас или причинить вам вред, насторожитесь. Иногда бывает, что неосознанно человек, который давал вам совет, хотел именно того, что вы подумали. В этом случае просто отсеивайте подобных «советчиков» и пропускайте их слова мимо ушей. Особенно это касается школьных учителей, которые считают какого-нибудь ученика «бездарью» и могут публично говорить об этом. Просто докажите делами, что вы способны на большее, только не учителю – самому себе. Если вам понравился чей-то совет, вы с ним полностью согласны и готовы рискнуть – сделайте это!  

   Иногда мы не хотим слышать те советы, которые не совпадают с нашим собственным мнением, в то время как они могли бы быть самыми полезными. Умение пользоваться чужими советами и извлекать из них максимальную выгоду приходит с годами. В ваших силах научиться этому осознанно уже сегодня.