приглашает в
свой виртуальный концертный зал любителей
музыки Роберта Шумана.
Вы узнаете ИСТОРИЮ ЛЮБВИ,
воплощенную в
письмах и музыке.
В
литературно-музыкальной композиции прозвучит
«Крейслериана», а также «Детские сцены» и «Фантазия до-мажор».
Начало прямой
трансляции 3 декабря в 18-30. Вход свободный. Ждем вас! Тел. для справок
7-30-87.
Роберт Александр Шуман – немецкий
композитор-романтик(1810-1856).
Его блестящие
способности проявились уже в раннем детстве, и отец всецело поддерживал
сына в увлечении музыкой. Мать, напротив, хотела, чтобы он стал юристом. Но сам
юноша до 16 лет не мог определиться со своим призванием, ибо в равной степени
был одарен и музыкально, и литературно: писал стихи, пьесы, романы. После
смерти отца мать все-таки настояла на учебе Роберта в Лейпцигском университете
на юридическом факультете.
Юриспруденция мало занимала юношу. Но Лейпциг стал для него
важным пунктом биографии: именно здесь в одном из музыкальных салонов молодой
Шуман встретил свою любовь. Он познакомился с известным педагогом и музыкантом
Фридрихом Виком, у которого стал брать уроки, и его 19-летней дочерью Кларой,
замечательной пианисткой.
Только упорное заступничество Вика позволило Шуману
освободиться от диктата властной матери и наконец полностью отдаться музыке и
только музыке.
Изящный, со вкусом
одетый, общительный, открытый и дружелюбный юноша привлекал к себе сердца
людей. Ег ждало блестящее будущее пианиста.
Но стремление к совершенству сыграло трагическую роль в
судьбе Шумана: используя механические способы растяжения пальцев, он повредил
правую руку и навсегда закрыл себе доступ к жизни артиста и виртуоза. Это стало
для нервного и впечатлительного юноши страшным потрясением. К тому же
практически одновременно он лишился нескольких близких ему людей. С тех пор он
сделался привержен приступам нервной болезни, которая в конце концов привела к
трагической развязке.
Событие всей его жизни -
драматическая история любви к Кьярине – Кларе Вик. 3 года он добивался
ее руки, но отец не желал расстаться с главным источником доходов: ведь дочь
успешно концертировала. Влюбленным запрещено было видеться и даже
переписываться, Клара жила едва ли не под тюремным надзором. И только после ее
долгой судебной тяжбы с родным отцом Королевский суд признал за
совершеннолетней невестой право вступить в брак по собственному выбору.
Молодые обвенчались в 1840 – счастливейшем – году. Он стал
для Шумана годом песен. Циклы «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта», «Мирты»
(свадебный подарок Кларе)… 138
вокальных произведений за год!
По природе своей Шуман – романтик, лирик. Знаменитая
«Крейслериана», «Детские сцены», «Карнавал», «Фантазия до-мажор»… везде, везде
он запечатлел образ своей возлюбленной. Он владел даром создавать музыкальные
портреты буквально 1-2 штрихами, но изумительно точно передавал внутреннюю
сущность человека. Фортепианная его музыка нова и необычна для публики – все
эти «Симфонические этюды», «Юморески», «Новелетты»…
Новым увлечением композитора стала музыкальная критика.
Именно он первым разглядел божественный дар Шопена и сформулировал концепцию
романтизма в музыке. Статьи эти поэтичны
и увлекательны, как и музыка самого Шумана.
В 40-х годах чета Шуманов совершила гастрольный тур в
Россию. Клара – знаменитая пианистка, он – муж знаменитой пианистки. Она дала
несколько успешных концертов. О нем говорили только знатоки музыки.
А потом был тяжелый приступ нервной болезни. И хотя
поправился композитор довольно быстро, страх перед наступающим безумием остался
и отравлял ему жизнь. Этому не могли помочь ни переезды из города в город, ни
сочинение симфоний, ни работа дирижера… Шуман стал нелюдимым, замкнутым,
рассеянным, его преследовали галлюцинации и страхи. Последней вспышкой радости
в угасающей жизни стала дружба с И. Брамсом.
Но безумие прогрессировало. Шуман попытался покончить с
жизнью, бросившись в Рейн. Спасти удалось только тело – разум к нему уже не
вернулся. Два года до своей кончины композитор провел в лечебнице для
душевнобольных.
|