person
menu
Нац.проект Культура ЦГБ им. Д.Н.Мамина-Сибиряка в 2021 году была модернизирована в рамках национального проекта "Культура"

09:13
Серов читающий

 

Сегодня гость рубрики «Серов читающий» - Раида Стрункина, заведующая литературной частью Серовского театра драмы им. А. П. Чехова.

 

- В детстве и юности была записана во все библиотеки города, куда ходила как на праздник: нагрузишь авоську книгами (в ней и томики любимых тогда  Теодора Драйзера и  Ромена Ролана,  Пушкина и Лермонтова и, и даже  коричневый - как сейчас помню! - том Ленина). Идешь домой в предвкушении чего-то нового, интересного и даже таинственного. У меня и подруга школьная была такая же «книгоглотательница»: мы с ней  обсуждали прочитанное, делились книгами, вместе ходили в библиотеку.

Тот школьный, а затем и студенческий запас начитанности и составил багаж на всю оставшуюся жизнь. Но надо сказать, что в основном – это была классическая литература, современная - в то время меня не устраивала. Из современных я выделяла только  Шукшина. Очень любила читать журнал «Иностранная литература», пытаясь в нем черпать хоть какую-то информацию о новых литературных  веяниях.

 

А потом случилась Перестройка, которая вызвала настоящий книжный бум. У меня это время совпало с рождением старшей дочери. Желание читать Замятина, Осоргина, Алданова, Шмелева, Гроссмана, Домбровского, Аверченко, Зайцева и многих других представителей  «русского зарубежья»  было столь велико, а свободного времени не было вообще, поэтому я ухитрялась все дела делать с журналом в руках (с журналом, потому что поначалу многое выходило именно в периодике).  Конечно, чтением это было назвать трудно – скорее, это было жадное проглатывание текстов, похожее на то, если бы голодному человеку дали вдруг все и сразу… Наступило время открытий новых имен, исторических и культурологических потрясений, переосмысления всего и вся.  Прекрасное и такое уже далекое время…

 

А затем в наше постсоветское пространство вторгся интернет,  после которого  жизнь наша разделилась на «до» и «после». И это тоже было время новых открытий, новых знаний и… сдвига сознания. Только вот в какую сторону?!. Виртуальное общение и   электронная добыча информации вошли в нашу плоть и кровь, но читать художественную литературу на экране монитора я так и не научилась. Вот не могу (хоть тресни!) без тактильного общения с книгой, без шуршания бумажных страниц, без книжного запаха – всего того, на чем я выросла и что впитала всеми органами чувств…

Парадоксально, но интернет, благодаря которому, казалось бы, ты все время находишься в режиме чтения, надолго отвратил меня от серьезной  литературы. На нее просто не хватало времени и сил, которые уходили  на беллетристику, СМИ и чтение ЖЖ известных блогеров. Ну и, конечно, работа завлита в театре обязывает читать пьесы, а работа театрального журналиста - еще и писать, писать, писать…

 

И вот случился новая оказия -  пандемия. За  месяцы вынужденной изоляции я много читала и смотрела: фильмы, спектакли онлайн. Если говорить о книгах, то начала с Достоевского, которого плохо знаю. Просто потому, что в школе его загубили «Преступлением и наказанием», после которого на долгие годы укрепилось мнение в мрачности  и сложности  его произведений. Когда-то я даже пыталась  читать «Братьев Карамазовых», но… пропустила все главы, связанные со старцем Зосимой. Вот  с «Братьев Карамазовых» я и начала свой «пандемический» курс. И, конечно, могу смело утверждать, что читать Достоевского нужно в зрелом возрасте. Какое удовольствие я получила и от «Братьев Карамазовых», и от «Идиота», и от… «Бесов». От последнего меня отвращали все и всегда… Но на этот раз воспринимала этот текст по-другому: без политики, без идеологии, а просто как повествование о людях, людях своего времени.  Отец и сын Верховенские, Ставрогин, Варвара Петровна, Хромоножка, Лиза, Дарья, Кириллов – все они  были такими живыми и настоящими, о каждом переживала, как о близких людях. А Шатов – мне почему-то показался ближе всех, потому и жаль его было так, что  сцену с  его убийством смогла прочитать только с третьей попытки. В своем нынешнем чтении я была свободна от навязанных в юности догм, стереотипов, зашоренности сознания и т.д. – я  наконец-то смогла по-настоящему  ощутить ту боль и те терзания, которые  испытывал  писатель, рассказывая нам свои истории.

Второе имя в этом списке – Чехов. Читала, читаю и буду его читать всегда. Недавно  главный режиссер театра Александр Сысоев дал мне почитать книгу, которую давно хотела прочесть – Дональд Рейфилд «Жизнь Антона Чехова». Правдивая книга английского профессора-слависта, но к ней надо быть в какой-то степени подготовленным… Рейфилдский Чехов далек от наивного образа чистенького и правильного интеллигентика в пенсне… И это хорошо…

 

Пусть от меня будут эти два имени. А сколько их у нас – гениальных, неповторимых, особенных! Это и любимый Лесков, и Бунин, и Мережковский, и Довлатов, и Борис Рыжий… Нет им числа…  И что тут советовать?! Читайте и обрящете…

И когда вокруг я слышу, как люди  «плачутся», жалуются на  жизнь,  мне хочется сказать им словами Антона Павловича Чехова, имя которого носит мой родной театр: «Искусство  дает крылья и уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь, мелкие грошовые интересы, кто возмущен, оскорблен и негодует, тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном!»

 

А прекрасное – это и живопись, и музыка, и литература, и театр, и природа…Список еще можно при желании продолжить. Все это у нас есть, никто не отнимал (и не отнимет), надо пользоваться этим сполна, а для этого нужно  сделать  всего лишь небольшое усилие: сходить  на концерт, на выставку, на спектакль. А еще проще (и вернее!) – протянуть руку и взять с полки томик подзабытого  писателя. И окажется, что жизнь не такая уж подлая штука, что в ней есть  вечное и незыблемое, что мир по-прежнему прекрасен…

Просмотров: 324 | Добавил: admin
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Нажимая на кнопку "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных.