person
menu
Нац.проект Культура ЦГБ им. Д.Н.Мамина-Сибиряка в 2021 году была модернизирована в рамках национального проекта "Культура"

17:00
Юрию Башмету - 60 лет. Виртуальный концертный зал.
    Юрий Башмет — «Мистер Альт», как называет его весь мир, отмечает  60-летний юбилей. 

    Весь сезон 2012-13 гг. построен вокруг юбилея Юрия Башмета.  Целая серия праздничных концертов пройдет в  России и за рубежом. Екатеринбург стал первым после Москвы городом, который посетил маэстро.

   12 февраля в Свердловской филармонии  публика смогла насладиться великолепным звучанием   башметовского  альта. Этот концерт был задуман как вечер в кругу друзей – почитатели таланта в зале, единомышленники и коллеги на сцене. Ведь участие в нем принимали «звезда» современной скрипичной музыки Алена Баева, замечательная пианистка Ксения Башмет (любимая дочь и одновременно творческий партнер),  солисты оркестра «Новая Россия» и другие блистательные исполнители, а также дебютантка из Екатеринбурга Александра Зверева.

    Юрий Абрамович постоянно находится в творческом поиске, задумывает новые интересные проекты. Одним из таких проектов стало создание I Всероссийского Юношеского оркестра. Юной  екатеринбургской  флейтистке, талант которой отметил маэстро, выпала честь выступить с ним в этот вечер на одной сцене.

    Впервые в уральской столице  Юрий Башмет выступал в 1978 году; с тех пор Свердловскую филармонию с ним связала долгая и прочная дружба. Маэстро очень многолик в своей деятельности:  это и концерты (сольные и совместно с оркестром – Уральским филармоническим или собственным – Государственным симфоническим  оркестром «Новая Россия», камерным  - «Солисты Москвы»), в которых он выступает в качестве исполнителя либо дирижера;  это и благотворительная деятельность;  это и просветительская миссия.  

    О благотворительности стоит сказать особо:  недавно маэстро принял участие в акции «Миллион для УМСО (Уральского молодежного симфонического оркестра филармонии)». Деньги, вырученные за  концерт, альтист   отдал  на оплату поездки этого  молодежного коллектива  в Берлин для участия в музыкальном фестивале. Да и 12 февраля в переполненном до отказа зале нашлись бесплатные места для  10 слабовидящих подростков из  екатеринбургского реабилитационного центра.

    Юрий Абрамович всегда охотно откликается на филармонические инновации, каковой, например, стало создание сети виртуальных концертных залов в нашей области. Цель этого начинания – сделать музыкальную культуру более доступной для всех, приблизить «глубинку» к столице. В прошлом году к  списку виртуальных концертных залов добавился Туринск. Это было как раз в сентябре, когда  происходило открытие Всероссийского симфонического форума.  В антракте прямой трансляции маэстро поприветствовал  их и помахал туринцам с экрана рукой.

    Возможность вернуть это приветствие и высказать свою благодарность за его талант, за наслаждение его великолепной музыкой благодаря  Свердловской филармонии представилась  нынче  не только туринцам.   Вместе с журналистами и фотокорреспондентами  на  пресс-конференцию 12 февраля в студию «ИТАР ТАСС» были приглашены и лидеры филармонических собраний области из Серова, Кушвы, Каменск-Уральского, Ачита, Камышлова, Красноуфимска и др. городов и поселков.


    Маэстро подарили  среди прочего  банку земляничного камышловского варенья. Этот домашний подарок ему пришелся по душе.  «Люблю ездить по России – в Париже мне никто варенья не дарил!»


    Впечатление от встречи незабываемое! Маэстро окутывает какая-то особая аура, невероятно притягательная. Говорит он просто, с юмором, с теплыми, доверительными интонациями, так, что хочется слушать и слушать… 


    Вопросов задавали много. Поскольку большинство приглашенных  составляли женщины, их, конечно, в первую очередь интересовала семейная жизнь  артиста. Юрий Абрамович задумался.  «В прошлом году я дал 214 концертов, если сюда прибавить время на переезды и перелеты, в среднем за  год в Москве со своей семьей я бываю в общей сложности месяц. Семья – заложники моей деятельности», -  пожалуй, невольная виноватость прозвучала в этих словах… «Дефицит времени на общение! – заметил Рустем Хасанов, заместитель директора филармонии по творческим вопросам. - Полтора часа Юрий Абрамович и Ксения общались в аэропорту: использовали  представившуюся возможность».  Но в детях и внуках маэстро счастлив.   Ярлычок «дочь гения»  не подходит  Ксении: никакой «высокой протекции», она доказала свою исполнительскую самостоятельность и самоценность,  и только после этого отец и дочь начали совместные выступления.  Им можно даже не репетировать перед концертом, настолько тонко партнеры чувствуют друг друга, улавливают малейшие нюансы. На сцене между этими ними царит полнейшее взаимопонимание. Шестилетний внук уже  сам музыкант, хорошо играет на скрипке. Если Юрию Абрамовичу удается присутствовать на концертах, где выступает внук, дедушка волнуется и  «держит в кармане дулю на удачу», по его собственному выражению.  Когда один из журналистов спросил мальчика: «А как ты относишься к дедушке?», тот подумал и ответил: «Неплохой артист». О своей семье Юрий Абрамович рассказывает с большой теплотой и неизменным юмором.

    К юбилею Юрия Башмета был проведен конкурс в социальных сетях на лучший вопрос маэстро. Из огромного количества предложенных вопросов  оставили три наиболее интересных, а сам альтист выбрал, конечно же, вопрос, относящийся к его любимому инструменту: «Случается ли Вашему альту показывать свой характер?»

    Музыкант с большим удовольствием рассказывал разные случаи из своей исполнительской практики. Может быть, звучит как мистика, но на самом деле альт терял голос, побывав в других руках. Маэстро доверял его исполнителям уровня Владимира Спивакова, повредить альту, они не могли ни в коем случае. Но у каждого музыканта своя манера исполнения, извлечения звука («Звук внутри исполнителя», - как выразился Юрий Абрамович)  – и альт, как своенравная лошадь, вынужденный подчиниться чужой руке, долгое время не прощает хозяину, изменяется даже звук, инструмент начинает скрипеть, сипеть, словом, капризно  «дуется», пока не «оттает».         Юрий Абрамович пояснил, что дерево – живое существо, оно впитывает и сохраняет информацию, так что у каждого инструмента действительно есть свой характер. Еще альт очень «обижался», когда хозяин «изменял» ему со скрипкой и возил их – «соперников в любви» -  в двойном футляре (в то время шла серия концертов для двух инструментов, на которых Башмет играл по очереди)...  С настоящей нежностью музыкант говорил о своем «раненом» смычке, очень старом, потертом, с которым маэстро не расстается и не расстанется, пока тот не выйдет из строя окончательно. «Смычок и альт должны друг другу нравиться, а дело исполнителя – им не мешать». Эту задачу Юрий Башмет выполняет блистательно.  

    Еще один эксклюзивный концерт ожидает жителей Екатеринбурга в апреле: в нем прозвучат произведения новые, нигде ранее не исполнявшиеся, написанные специально для Башмета его другом композитором Александром Чайковским. Как пообещал на пресс-конференции Юрий Абрамович, «новое и достойное мимо Екатеринбурга не пройдет».

    А мы с вами, дорогие серовцы, сможем насладиться творчеством маэстро в нашем виртуальном концертном зале благодаря прямым трансляциям.

                                                                                                              М. Демчук

Просмотров: 854 | Добавил: CGB
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Нажимая на кнопку "Добавить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных.