person
menu
Нац.проект Культура ЦГБ им. Д.Н.Мамина-Сибиряка в 2021 году была модернизирована в рамках национального проекта "Культура"

    Центральная городская библиотека им. Мамина-Сибиряка представляет 

ЖУРНАЛ "УРАЛ"

        Урал — ежемесячный литературно-художественный и публицистический журнал. Редакция располагается в Екатеринбурге на ул. Малышева, 24  

       Журнал «Урал» издается в Екатеринбурге  с января 1958 года (первоначальный тираж 15 тыс. экз.). Учрежден как орган Свердловской областной писательской организации.

       Первый главный редактор — прозаик О. Ф. Коряков. В состав первой редакции и редколлегии вошли М. А. Батин, И. А. Дергачёв, Н. А. Куштум, О. И. Маркова, В. К. Очеретин, Н. А. Попова, Л. К. Татьяничева. Отделение поэзии с 1959 до 1981 возглавлял Л. Г. Шкавро, отдел критики с 1957 до 1978 — Н. А. Полозкова.

      Самые заметные публикации «Урала» первых лет — стихи и поэмы Б. А. Ручьева и повести В. П. Астафьева «Перевал» и «Стародуб». Публицистика и литературная критика «Урала» первых лет редко выходила за рамки официальных идеологических и эстетических установок.  

      В октябре 1959 обком КПСС сменил главного редактора, назначив на этот пост опытного журналиста Г. К. Краснова. При новом редакторе (1959—1967) «Урал» собирает вокруг себя литературные силы всех уральских областей и республик. В редколлегию входят А. Г. Бикчентаев (Башкирия), Б. С. Бурлак (Оренбург), Я. Т. Вохменцев (Курган), Л. И. Давыдычев (Пермь), К. Я. Лагунов (Тюмень), Б. А. Ручьёв (Магнитогорск), А. А. Шмаков (Челябинск). Соответственно, расширилась и география публикаций, хотя преобладали авторы-свердловчане: И. И. Акулов, К. Ф. Борисов, В. В. Артищев, П. В. Макшанихин, Г. Ф. Дробиз и др. Тогда же на первые роли вышла публицистика: в проблемных очерках и статьях челябинца Н. Карташова (псевдоним Р. Ф. Шнейвайса), тюменца К. Я. Лагунова, свердловчан Б. А. Путилова, В. Ф. Турунтаева, исследовались нараставшие в современном обществе противоречия.

      В 60-е в «Урале» часто печатались молодые критики Л. А. Аннинский, И. П. Золотусский, В. И. Баранов, И. П. Мотяшов, начала складываться своя школа критики. Формированию общественной и эстетической позиции журнала способствовали «круглые столы»: «Современный рабочий класс и литература» (1966), «Человек 50-го года революции и литература» (1967) и др. Обретение самостоятельной позиции проявилось и в ряде других публикаций: главы из незаконченного романа Э. Г. Казакевича и рассказ К. Д. Воробьёва «Немец в валенках» (1967).  

     В 1967 году решением бюро обкома КПСС Г. К. Краснов был снят с должности главного редактора, а на его место назначен прозаик и публицист В. К. Очеретин. В 1968—1980 годах свободомыслие на страницах «Урала» было ограничено, однако в других отношениях это было время бурного развития журнала Новый главред распорядился записать на титульном листе, что «Урал» представляет писательские организации не только Свердловской, но и Челябинской, Пермской, Тюменской, Курганской, Оренбургской областей, а также Башкирии и Удмуртии. Он же завершил формирование высококвалифицированной и стабильной редакции, пригласив туда В. В. Артюшину, В. Н. Черных, С. А. Захарова, Ф. И. Вибе. В эти годы значительно расширяется круг авторов: в «Урал» приходят прозаики Р. Ш. Валеев, А. А. Власов, Н. Ф. Голден, , поэты Л. А. Ладейщикова, В. И. Назин, А. И. Чечулин, публицисты Л. Г. Заворотчева, А. К. Омельчук, Д. Г. Ризов, В. Л. Савельзон, критики Л. П. Быков, Е. С. Зашихин, Н. Г. Кузин, Н. Л. Лейдерман.

      «Урал» этих лет отличается большим тематическим и жанровым разнообразием: военные и производственные темы, краеведение, проблемные очерки на социально-экономические темы, интересные факты из жизни Урала, детективы П. А. Шестакова, С. М. Бетёва, В. К. Печёнкина, зарубежных авторов, фантастика (в том числе переводная), юмор, конкурсы анекдотов и т. п. Популярность журнала росла, тираж превысил 100 тыс. экз. 

      В то же время накапливались противоречия внутри редакции и между редакцией и писательской организацией, вследствие чего в 1980 обком КПСС произвел новую смену руководства. В 1980—1999 гг. главный редактор «Урала» — критик и публицист В. П. Лукьянин. С его приходом начинается постепенная переориентация издания с массовой аудитории на читателя более подготовленного: сокращается объём «развлекательных» материалов, предпочтение отдается произведениям, содержащим нравственную проблематику и эстетическую новизну.

      Наиболее заметные публикации 1980—1990-х — «Диофантовы уравнения» А. П. Ромашова, «Автопортрет с догом» А. Л. Иванченко, остропроблемная проза К. Я. Лагунова, Н. Г. Никонова, произведения «возвращённых» авторов В. В. Набокова, М. А. Осоргина, В. Сержа, Н. Шюта, публицистика Л. Г. Перцевой, Н. А. Терешко. В «Урале» дебютируют прозаики А. Н. Крашенинников, А. Н. Чуманов, А. С. Верников, поэты Б. Б. Рыжий, В. О. Кальпиди, О. В. Дозморов, критики М. Н. Липовецкий, К. В. Богомолов. 

      Заметным литературным событием стал  «экспериментальный» номер (1988, № 1), «легализовавший» альтернативные эстетические системы. Обновление журнала укрепило его авторитет в литературном мире, но сузило читательскую аудиторию.

     События, произошедшие в социально-политической и экономической жизни страны, резко изменили условия существования журнала. В 1990 «Урал» вышел из-под эгиды СП РСФСР, а в 1992 — из системы Средне-Уральского книжного издательства. В 1998 учредителем журнала стало правительство Свердловской области.  

     В июле 1999 года произошла очередная смена руководства: главным редактором «Урала» был назначен драматург Н. В. Коляда. При нём журнал возрождается после разрушительных 90-х. Закрепился на современной отметке (около трех тысяч экземпляров) продолжавший падать тираж, резко обновлен авторский актив (при сохранении прежних авторов), культивируются разные творческие манеры и стили, вводятся новые рубрики, впервые в ряд основных жанров поставлена драматургия, развивались литературные связи с российскими столицами и зарубежными странами (выпущены немецкий, голландский, американский, французский, израильский номера). Наиболее интересные дебюты этих лет: драматурги О. Богаев и В. Сигарев, поэт и прозаик А. Ильенков, критик С. Беляков.

     Главные редакторы 1958−1959 гг. — Олег Фокич Коряков 1959−1967гг. — Георгий Константинович Краснов 1968−1980 гг. — Вадим Кузьмич Очеретин 1981−1999 гг. — Валентин Петрович Лукьянин 1999−2010 гг. — Николай Владимирович Коляда, с августа 2010 — Олег Анатольевич Богаев.

     Редакция:  Олег Богаев — главный редактор; Сергей Беляков — зам. главного редактора по творческим вопросам; Надежда Колтышева — зам. главного редактора по вопросам развития; Константин Богомолов — ответственный секретарь; Андрей Ильенков — зав. отделом прозы; Юрий Казарин — зав. отделом поэзии. Редакционная коллегия: О. Богаев, С. Беляков, Н. Колтышева, К. Богомолов, А. Ильенков.

     Редакционный совет: Дмитрий Бавильский — российский писатель; Леонид Быков — российский литературовед, зав.кафедрой русской литературы XX века Уральского университета; Александр Иличевский — российский писатель; Николай Коляда — российский драматург и театральный режиссёр; Марк Липовецкий — российский критик и литературовед, профессор Университета Колорадо (Боулдер, США); Валентин Лукьянин — российский литературный критик; Майя Никулина — российская поэтесса, писательница и филолог; Андрей Расторгуев — российский поэт.

   В разное время в ред.совет входили: Вениамин Голубицкий, Аркадий Застырец, Наум Лейдерман, Анна Матвеева.  

   С данным журналом Вы можете познакомиться в ЦГД им. Мамина-Сибиряка на абонементе.